Покраска крупногабаритных и мелких деталей

Окрашивание деталей порошковой краской
Окрашивание деталей порошковой краской

Важным элементом в процессе производства металлических деталей считается тип покрытия и его качество. Порошковая покраска во многом упрощает технологию получения высококлассных покрытий для защиты. Ведь любой заказчик всегда обращает внимание на внешний вид товара, поэтому крайне важно сделать так, чтобы у клиента не было сомнений: изделие прослужит очень долго.

Преимущества покрытия деталей порошком

Окрашивание деталей для автотранспорта или иных изделий при помощи порошковой краски становится все более востребованным в наше время. Такой способ создания покрытия для защиты и улучшения эстетических характеристик имеет множество преимуществ.

Полимерная покраска деталей порошком
Полимерная покраска деталей порошком
  • Покрытие получается очень прочным и долговечным. Краска не скалывается при случайных ударах, довольно ощутимых.
  • Поверхность сложно поцарапать. Красочный слой остается целым при температуре от -60 до +150oС. Краска сохраняет первоначальный цвет в течение длительного времени.
  • При правильном нанесении красителя его производители гарантируют, что покрытие будет служить до 20 лет. Порошковая покраска деталей, несмотря на достаточно высокую стоимость, является экономичной, поскольку всего 1-2 процента краски идет в отходы. Для сравнения: при окрашивании жидкими красками в утиль отправляется 50-60 процентов.
  • Порошковую технологию можно применять не только для металлических изделий, но также для пластиковых и стеклянных деталей – бампера, отражателя фары, зеркала и других.
  • Порошковая окраска позволяет создавать покрытия разных текстур: гладкие, матовые, под кожу, под дерево, камень. Палитра цветов готовых красок насчитывает около четырех тысяч оттенков. Это дает широкие возможности для декорирования поверхностей, создания уникального внешнего вида авто.
  • Порошковые краски полностью готовы к использованию, в них не нужно ничего добавлять. Такие красители не горят, поскольку в их составе нет горючих растворителей.
  • Уже спустя сутки окрашенными изделиями можно полностью использоваться.

Состав порошковой краски

Мелкие детали с порошковым напылением
Мелкие детали с порошковым напылением

Порошковая краска является термореактивной, то есть она образует прочный слой под действием высоких плюсовых температур. В составе порошка включены эпоксидные смолы, окрашивающие пигменты, а так же металлическая добавка для создания декоративных эффектов покрытия.

Окрашивающий материал состоит из нескольких компонентов:
  1. Первый – специальный полимер, который под действием высокой температуры расправляется и создает защитный слой. Размер частиц краски составляет 10-100 мкм.
  2. Второй – красящий пигмент. Он необходим, чтобы цветовая палитра включала несколько сотен всевозможных оттенков. Например: красные и желтые оттенки считаются самыми дорогими цветами.
  3. Третий – отвердитель, служащий для придания твердости полимеру.
  4. Четвертый – наполнитель, задача которого – укрепить полимерную пленку.
  5. Пятый – добавки для создания определенной структуры покрытия.

Особенности технологии покраски

Чтобы окрасить детали для авто, необходима специальная герметичная камера. В ней устанавливаются фильтры для поступающего воздуха, а также фильтры системы рекуперации, улавливающие частицы краски, не осевшие на металле. Они собираются в емкость, а затем снова направляются на окраску. В результате потери красителя сводятся практически к нулю.

Нанесение покрытия на металлические детали
Нанесение покрытия на металлические детали

Распылитель может быть ручным или автоматическим. В первом случае внутри камеры в процессе обработки детали находится человек, который применяя ручной инструмент направляет струю порошка на изделие, подвешенное на кронштейне. Во втором - все происходит автоматически: присутствия человека в камере не требуется, оборудование управляется дистанционно компьютером.

Краска наносится очень тонким слоем - от 35 до 250 мкм. Это дает двойной эффект. Во-первых, уменьшаются затраты порошка, что повышает экономичность технологии. Во-вторых, не создаются потеки и пятна, покрытие получается равномерным по всей площади поверхности изделия.

Предварительная подготовка

Порошковая покраска деталей из металла, керамики либо стекла не обходится без первоначальной стадии подготовки. Необходимость обработки заключается в проблематичном повторном окрашивании, так как изделие должно помещаться целиком в камеру, где происходит выдержка и оплавление. А для получения максимального качества на поверхности детали не должны присутствовать какие-либо загрязнения, частицы воды и инородные вещества.

Процесс подготовки включает ряд этапов:
  • Выбранные детали очищаются от ржавчины вручную или с использованием специальных механизмов. Налет может удаляться механически или убираться с помощью пескоструйной очистки.
  • Далее металл обезжиривается. Для этого применяются химические составы.
  • Участки поверхности, которые не планируется окрашивать, закрываются бумажным скотчем. Этот процесс называется маскировкой и может применяться, если деталь окрашивается в несколько оттенков. Также не подвергаются окраске резьба и шлифованные части металлоизделий.
  • Рекомендуется выполнять фосфатирование металлических изделий: поверхность покрывается тонким слоем абразива, для дополнительной защиты в случае сколов и повреждений основного покрытия. Это защищает от коррозии, повышает сцепление основы с краской и делает порошковое окрашивание более долговечным и прочным.

Электрический заряд

Детали сложной формы с прочным покрытием
Детали сложной формы с прочным покрытием

Установка для порошковой окраски подключена к сети в 220 вольт. Внутри находится преобразователь для тонкой настройки напряжения, которое подается на иглу самого распылителя. Под давлением сжатого воздуха поток краски устремляется в распылитель, где происходит обмен положительными и отрицательными ионами с порошком.

Частицы краски удерживаются на поверхности металлической детали за счет электрического заряда. При этом окрашиваемое изделие имеет нейтральный заряд, для чего его предварительно заземляют. Краска же подвергается намагничиванию – за счет действия электрода (иглы) или в результате трения о стенки трибостатической емкости.

Процесс полимеризации

Просто нанести полимер на деталь недостаточно – ее необходимо подвергнуть полимеризации. Это означает, что изделие, подвергшееся обработке, помещают в специальную печь, температура в которой доводиться до 150-220°С. Воздействие в течение 10-20 минут приводит к тому, что полимер плавится, растекаясь по поверхности металла и полностью закрывая ее. Затем начинают работать отвердители: полимерный слой становится твердым. По окончанию выдержки деталей их выкатывают из порошковой печи для последующего остывания.

Окраска крупногабаритных конструкций

При окрашивании деталей большого размера, например, кузова автомобиля, требуется соблюдение ряда условий. Камера, где происходит окрашивание, должна иметь соответствующие габариты. Как правило, такие установки используются только в промышленных условиях на крупных заводах.

Кроме того, для передвижения окрашенного специзделия из камеры в печь для полимеризации необходим транспортер, поскольку вручную перенести крупные предметы проблематично. Габаритное изделие не должно соприкасаться со стенками камеры и инородными предметами.

Выполнять покраску крупногабаритных комплектующих для металлоконструкций целесообразно на специальных комплексных линиях, в которых предусмотрено оборудование для подготовки к покраске, камера для окраски, конвейер, печь и система охлаждения.

Порошковая покраска мелких деталей

Алюминиемые изделия с порошковой покраской
Алюминиемые изделия с порошковой покраской

Окрашивать мелкие детали (фурнитуру, ручки дверей, различные аксессуары в салоне авто и другое) в каком-то смысле проще, ведь они легко перемещаются вручную, имеют небольшой вес, их легче подвесить на кронштейне, а для полимеризации не нужны печи большой мощности. Однако небольшие изделия зачастую имеют сложную форму. Это создает определенные трудности: нужно добиться равномерной распределения краски по всем граням поверхности. Такая работа требует высокого профессионализма и наличия современного оборудования.

Специфичность материалов

Подвергая порошковой окраске большие и мелкие детали автомобиля необходимо учитывать ряд важных моментов. Если окрашиваются неметаллические изделие, например, бампер из не термостойких материалов (из пластика) или элементы оформления салона, стеклянные изделия, то краска может наноситься слоем не менее 35 мкм и иметь максимальную температуру сушки в 50-60 градусов. Дальнейший рост температуры может привести к деформации.

После того, как деталь окрашена, ей необходимо дать остыть и оставить на открытом воздухе как минимум на полчаса для окончательного закрепления слоя.

Понравилась статья об окрашивании? Смотри далее:

- сложности технологии окрашивания профилей.
- защита от ржавчины на длительный период времени.