Колеровка - подбор цветов и оттенков

При использовании порошковых красок нельзя «плавно» изменять оттенок смешением разных колеров, как это делается при использовании жидких красок. Можно только выбрать подходящий тон среди готовых порошков. Это лишь одна из причин создания системы стандартизации и обозначения цвета.

Для чего нужна стандартизация цветов?

Подбор цветов и оттенков
Подбор цветов и оттенков

Потребность в стандартизации возникла в связи с большим разнообразием промышленных красок и очень ограниченными возможностями обозначения тона при помощи слов. Например, в понятие «зеленый» попадает довольно широкий спектр оттенков зеленого – от цвета недозрелого лимона до некоторых оттенков морской волны.

Кроме оттенка на восприятие цвета влияют еще и яркость, и насыщенность. Для всех этих понятий просто нет слов ни в одном языке мира. Задача точной идентификации цвета осложняется еще и тем, что разные люди воспринимают оттенки неодинаково, и это часто становится причиной путаницы.

В производстве и в дизайне часто требуется точно определить или обозначить цвет. Если точности названий вроде «светлый-темный» или «желтовато-зеленый» недостаточно, то нужен какой-нибудь стандарт. И такие стандарты есть.

Цветовые стандарты RAL

Сегодня существуют и используются несколько каталогов цвета, начало которым положил каталог RAL, созданный в 1927 году по заказу германского государственного комитета по условиям поставок и обеспечения качества.

RAL Classic

Германский каталог RAL стал промышленным стандартом мирового значения. Начинался он с 40 цветов. Сегодня карта RAL содержит 213 различных оттенков, каждый из которых обозначен четырехзначным цифровым кодом. Первая цифра кода обозначает основной цвет, остальные три цифры служат для идентификации оттенка.

Колеровка порошковых красок
Колеровка порошковых красок

Значение этого каталога для промышленности несомненно. Чтобы убедиться в этом достаточно попробовать объяснить кому-либо на словах различие тонов с номерами 1021 и 1023. Их непросто отличить на глаз, но при окраске разными оттенками смежных участков поверхности или двух соседних деталей разница будет заметна. И таких примеров можно привести множество. С использованием карты RAL подбор цветов и оттенков порошковых красок сводится к выбору нужного тона по каталогу и фиксации его номера.

RAL Design

Со временем первоначальный каталог RAL (RAL-Classic) стал тесным для активно развивающейся рекламной и полиграфической индустрии, для дизайна и производства красок.

В 1993 году появился расширенный каталог цветов – RAL Design. Он содержит 1625 цветов и их оттенков. Каталог построен на других принципах формирования цвета и имеет строго упорядоченную кодировку, состоящую из семи цифр. Первые три цифры кода означают основной колер, две последующие пары цифр – это яркость и насыщенность. Тона в каталоге расположены в порядке спектра – от красного к фиолетовому, а первые 16 позиций отданы ахроматическим оттенкам.

Многократное расширение выбора оттенков позволило эффективно использовать возросшие возможности индустрии красок. Спектральный порядок и четкая структура кодировки упростили использование каталога и сделали подбор оттенков более легким.

RAL Effect

В 2007 году был создан еще один каталог – RAL Effect. В него вошли 420 обычных цветов и 70 оттенков типа «металлик». Каталог поделен на группы из шести близких оттенков и одного, соответствующего им «металлика».

Каждый оттенок всех каталогов оцифрован в кодировках RGB, CMYK (C), CMYK (U), HTML, которые обеспечивают корректный подбор цвета на цифровом оборудовании, независящий от цветовых настроек и качества дисплеев.

Не только цвет, но и виды покрытий

Выбираем цвет по RAL
Выбираем цвет по RAL

Придание поверхности цвета – это не единственный способ декорирования. Современные порошковые краски позволяют создавать на окрашиваемых поверхностях различные эффекты:

  • «Шагрень» – фактура, напоминающая корку апельсина;
  • Молотковый эффект, придающий поверхности вид металла, обработанного чеканкой;
  • «Антик» – рельефная поверхность с цветовыми переходами, похожими на патину или частично вытертую краску;
  • «Крокодиловая кожа» – поверхность, изрезанная бороздками, напоминающая фактуру кожи крокодила;
  • Кракелюр – покрытие, имитирующее растрескавшуюся краску с другим цветом, проступающим сквозь «трещины».

Использование этих и других эффектов расширяет возможности дизайна, помогает маскировать дефекты поверхности, повышать износостойкость покрытия.

Еще материалы на схожую тему. Читайте тут:

- оригинальное решение для дизайна металлических изделий.